РАССЛЕДОВАНИЕ АВАРИЙ И НЕСЧАСТНЫХ

СЛУЧАЕВ ,ПРОИСШЕДШИХ ПРИ РАБОТЕ КУЗНЕЧНО-ПРЕССОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ.

Аварии и несчастные случаи при работе кузнечно-прессового оборудования (КПО) ,рассмотреные в данной публикации относятся непосредственно к находящемуся в эксплуатации КПО. Случаи ,связанные с неправильной эксплуатацией крановых и других грузоподъёмных механизмов, практически всегда имеющихся в производственных помещениях для холодной обработки металлов давлением (ОМД) в данной статье не рассматриваются.

Нарушения правил техники безопасности ,связанные с эксплуатацией КПО ,автор предлагает разделить на следующие категории, взяв за базовую основу методику, рассмотренную Брайниным М.С.,Курановой Э.Д. и Косоплечевым Н.П. [2].

Неправильные монтаж и пуск в эксплуатацию КПО в неисправном состоянии.

К ним могут быть отнесены , например, нарушения правил , регулирующих порядок технического освидетельствования , правил проведения плановых ремонтов КПО[1,6]. Несоблюдение , вышеназванных требований может привести к тому , что в эксплуатацию будет допущено оборудование, имеющее явные или скрытые дефекты.

Неправильная эксплуатация КПО, несвоевременный ремонт ,низкое качество ремонтно-восстановительных работ ,отсутствие обязательных пуско-наладочных испытаний после ремонта.

К правилам ,регулирующим безопасную эксплуатацию КПО относятся требования к обязательной обученности лиц,работающих на оборудовании: наладчиков , лиц, выполняющих такелажные работы и ремонтного персонала. Качественное и своевременное выполнение ремонтно-восстановительных работ подразумевает соблюдение требований ,заложенных в паспортных и эксплуатационных документах на КПО,наличие которых является обязательным условием для квалифицированного технического обслуживания и ремонта КПО.

Ненадлежащая организация рабочей зоны .

Надлежащая организация рабочей зоны предполагает ограничение доступа на неё лиц,непосредственно не работающих на КПО.На рабочих местах не должно быть захламлённости,в местах ,над которыми перемещаются грузы не должно производиться каких -либо работ.

Перечень действий, производимых уполномоченными и обладающими соответствующей компетенцией должностными лицами предполагает следующие мероприятия:

Примечание:

Юридический статус отдельных действий должностных лиц по расследованию причин аварий и несчастных случаев при эксплуатации КПО в данной статье не рассматривается, т.к. в ней автор предлагает для аналитического обозрения только вопросы ,связанные с эксплуатацией оборудования.

— Осмотр оборудования, средств энергообеспечения (электрообеспечение,подвод сжатого воздуха и т.д.) ,осмотр рабочей зоны возле КПО на наличие механизмов , инструментов, посторонних предметов и т.п.

Постановка перед лицом, привлечённым соответствующим распоряжением к расследованию причин аварии или несчастного случая или другими уполномоченными лицами вопросов о технической стороне происшедшей аварии.

В случае когда при аварии КПО возникает предположение о том,что неисправность того или иного узла , узлового компонента или отдельного устройства явилась причиной аварии,целесообразно установить перечень вопросов ,которые предстоит рассмотреть специалисту при расследовании инцидента.

На исследование специалиста могут быть предложены вопросы о технической стороне происшедшей аварии (к таким вопросам относятся ,например, установлен ли был на КПО штамп ,соответствующий техническим характеристикам пресса,не были ли нарушены элементарные требования к технологическому процессу штамповки:

— заготовка, находящаяся в штампе с соответствующей чертежу толщиной металла;

— нет ли в штампе двух деталей ,случайно уложенных в матрицу штамповщиком и т.п.

Наиболее востребованной является информация о технических данных КПО, которые сделали возможной аварию.

В первую очередь необходимо установить какие конкретно действующие правила техники безопасности и правила эксплуатации КПО были нарушены.Затем определяется круг непосредственных лиц,ответственных за их надлежащее соблюдение ,а также лиц ,ответственных за профилактические мероприятия по предупреждению инцидентов при работе прессов.В большинстве случаев этот круг лиц ограничивается сотрудниками ,ответственными за исправное состояние ,правильную эксплуатацию (штамповщиками и вышестоящим производственным персоналом) и сотрудниками ремонтных служб предприятия с соответствующей квалификацией.

В общей форме перечень вопросов ,подлежащих рассмотрению при расследовании аварии КПО может быть сведён к следующему:

— является ли применённая в данном случае организация работы штамповщика правильной с точки зрения правил техники безопасности;

— в исправном ли состоянии находится электрооборудование, пневмооборудование( гидрооборудование для гидравлических прессов) КПО;

— какие мероприятия необходимо провести для установления причины аварии (на примере поломки коленчатого вала однокривошипного пневматического пресса усилием 100 т.с. ,например,в некоторых случаях излом может быть обнаружен при визуальном осмотре с эстакады для ремонта и обслуживания КПО,установленной возле пресса,но в подавляющем большинстве случаев требуется демонтаж и последующий осмотр с разборкой или без таковой основных силовых узлов КПО(пневматической муфты, демонтаж самого коленчатого вала, вкладышей,втулок ,работающих в сборе с коленчатым валом и т.д.);

-необходим также осмотр подводящей пневмомагистрали со сжатым воздухом ,а также осмотр воздухопроводных пневморукавов на самом прессе на наличие утечек,т.к. пульсации давления воздуха в пневмосети ,питающей пресс также отрицательно сказываются на устойчивой работе пресса(перечни соответствующих дефектов описаны в источниках [1,6]).

-наиболее ответственным мероприятием является осмотр деталей и узловых компонентов КПО на наличие предельного размерного износа ,в отдельных случаях при технологических возможностях для исследования причин аварии детали и узловые компоненты можно исследовать специальными техническими средствами(измерение твердости,анализ микроструктуры изломов и т.п.)

Анализ версий причин аварии или несчастного случая с обязательным техническим обоснованием окончательных выводов, либо постановка неразрешённых вопросов специалистом ,расследующим инцидент (в силу недостаточной своей компетенции) другим лицам ,привлечённым для полноты и объективности расследования.

Первоочередными задачами при анализе причин аварии КПО (на вышеприведённом примере поломки коленчатого вала ) являются:

-осмотр и контрольные измерения коленчатого вала и,сопоставление результатов измерений с указанными в чертеже;в случае отсутствия чертежей следует руководствоваться соответствующими данными из технической литературы;например,допуска на обработку шеек коленчатого вала строго регламентируются в зависимости от диаметра шейки;также строго регламентированы зазоры в соединении коленчатый вал-вкладыш шатуна, коленчатый вал -втулка для обеспечения технологической точности КПО(суммарный вертикальный люфт в соединении ползун-коленчатый вал);

— анализ истории ремонта КПО;

— наиболее сложной для установления причиной аварии является некачественный ремонт пресса;в рассматриваемом примере поломки коленчатого вала следует обратить особое внимание на перегрузки ,”посадки” пресса за предшествующий аварии период, т.к. именно заклинивание пресса является причиной мгновенных критических нагрузок на коленчатый вал;

— при наличии соответствующего переносного оборудования для измерения твердости металла также рекомендуется замерить твёрдость металла в различных точках с составлением,так называемой “карты измерений”;

— анализ самого излома и установление его причины (усталостный или статический -быстрое разрушение) требует отдельной подготовки специалиста в области фрактографии,металловедении и т.д.);

-техническое обоснование окончательных выводов о причине аварии КПО в обязательном порядке сопровождается ссылками на действующую нормативно-техническую документацию (НТД):

— термины дефектов ,стандарты на технологическую точность КПО,стандарты на безопасность КПО и т.д.

Разработка мероприятий по профилактике аварий и несчастных случаев при работе на КПО.

— перечень мероприятий по предотвращению аварийности КПО в основном сводится к внеочередному техническому обслуживанию согласно [1,6],а также обязательному контролю за нормальной эксплуатацией в течение последующей работы пресса.

ВЫВОДЫ:

По результатам проведённой автором публикации обзорно-аналитической работы предложен комплекс мероприятий ,который может быть применён при расследовании аварий и несчастных случаев при работе кузнечно-прессового оборудования таким специалистом,как инженер по ремонту холодно-штамповочного оборудования .

Использованные источники:

1. Анисимов М.И., Кудинов О.В., Украинцев Б.П. Ремонт и монтаж кузнечно-прессового оборудования.- М.:Издательство “Машиностроение”,1973.

2.Брайнин М.С.,Куранова Э.Д.,Косоплечев Н.П. Расследование преступных нарушений правил техники безопасности.- Государственное издательство ЮРИДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Москва-1958.

3.ГОСТ 12.2.113-2006. Прессы кривошипные. Требования безопасности.

4.ГОСТ 12.2.017.4-2003. Прессы листогибочные.Требования безопасности.

5.ГОСТ 12.2.109-89. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Штампы для листовой штамповки. Общие требования безопасности (с Поправкой).

6.Ящура А.И. Система технического обслуживания и ремонта общепромышленного оборудования:Справочник.- М.:Изд-во НЦ ЭНАС,2006.-360 с.ил.

Ссылка на источник публикации в сети INTERNET www.forging2018.ru обязательна .Дата публикации -(17.12.2018 г.),с уважением автор публикации admin.